Приемная: +7 (8412) 56-46-97

Осторожно, фальсификат!

10.01.2018

В последние годы фальсификация пищевых продуктов становится нормой для недобросовестных производителей и серьезной проблемой для потребителя.

Процесс фальсификации продукции и отсутствие как такового качества сводится к двум главным составляющим: жизнь и здоровье населения, и экономический убыток. Ну и не менее важное это переплата за фальсифицированные товары.

Тенденция роста производства разной пищевой продукции и постоянное расширение их ассортиментного перечня в современных рыночных условиях, к сожалению, не гарантирует их соответствие действующей нормативно-технической документации и санитарно-гигиеническим нормам.

Фальсификация — действия, направленные на обман потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Понятие "фальсифицированные товары" иногда путают с понятиями "товары-заменители" (суррогаты, имитаторы) и "дефектные товары". Заменители и дефектные товары не относятся к фальси­фицированным, если на маркировке или в товарно-сопроводительных документах указано их подлинное наименование, а цена соответствует их качеству и происхождению (например, кофейные напитки с таким наименованием не являются фальсификатами).

При фальсификации обычно подвергается подделке одна или несколько характеристик товара:

Ассортиментная фальсификация — подделка, осуществ­ляемая путем полной или частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

Качественная фальсификация — подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств либо замена товара высшей градации качества низшей.

Примером такой качественной фальсификации могут слу­жить безалкогольные напитки с частичной или полной заменой сахара подсластителями, с добавлением синтетических краси­телей и ароматизаторов, которые не предусмотрены рецептурой. При этом на маркировке не указываются применяемые добавки, а иногда есть еще и указание об использовании только натурального сырья.

Пересортица — действия, направленные на обман потребителя путем замены товаров высших сортов низшими.

Количественная фальсификация товаров — обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

Стоимостная фальсификация — обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших.

Этот вид фальсификации самый распространенный, так как совмещается со всеми другими видами ее. Более того, именно стоимостная фальсификация является главной целью обмана потребителей, так как позволяет получить незаконную прибыль.

Информационная фальсификация — обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путем искаже­ния информации в товарно-сопроводительных документах, на маркировке и рекламе. Любой вид фальсификации, рассмотренный ранее, в большинстве случаев дополняется фальсификацией информации о товаре. В противном случае фальсификация легко выявляется.

Так, к фальсифицированному продукту относится маргарин, на маркировке которого и в товарно-сопроводительных документах указывается наименование — "сливочное масло". Правильное указание на маркировке наименования продукта — "маргарин" снимает обвинения в фальсификации.

Фальсификации подвергаются не только маркировка и упаковка, но и товарно-сопроводительные документы (накладные, сертификаты и др.).

Производители находят много способов фальсификации. Так, самые распространенные из них:

Способы ассортиментной фальсификации:

  • частичная замена продукта водой;
  • добавление в продукт низкоценного заменителя, имитирующего натуральный продукт;
  • замена натурального продукта имитатором.

Способы качественной фальсификации:

  • использование добавок, имитирующих улучшение каче­ства;
  • пересортица.

Средствами качественной фальсификации служат добавки и товары того же наименования, что и товар, указанный на маркировке, в сопроводительных документах, но низшей градации.Средствами количественной фальсификации чаще всего служат фальшивые меры (гири, метры, измерительную посуду) или неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т. п.), неправильные методики измерений.

Для количественной фальсификации при отпуске товаров получателю или продавцу пользуются способами неправиль­ных измерений товара:

  • отпуск по массе брутто без учета массы упаковки;
  • отпуск по массе нетто путем взвешивания массы брутто и вычитания массы стандартной упаковки, указанной на маркировке;
  • применение дополнительных грузов, подкладываемых под товар при взвешивании.

Способ информационной фальсификации – подделка документов, упаковки, неправильная маркировка. Средствами информационной фальсификации являются маркировка и упаковка товара, товарно-сопроводительная документация.

Информация о продукции, не соответствующей обязательным требованиям, выявленная в регионах РФ, доступна на Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей Роспотребнадзора.