18.01.2024
В соответствии с пунктом 1 статьи 497 ГК договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом. В то же время в соответствии с Правилами продажи товаров дистанционно, продажа товаров заключается на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров.
Между данными нормами есть отличие: в Правилах говорится об ознакомлении потребителя со свойствами товара способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления не только с самим товаром, но и с его образцом. Статья же 497 ГК предполагает ознакомление именно с образцом товара.
Главное отличие договоров продажи по образцам и дистанционным способом состоит в том, что при дистанционном способе продажи товаров потребитель лишен возможности непосредственного ознакомления с образцом товара при заключении договора, а при продаже товара по образцам такая возможность имеется.
Существуют еще некоторые отличия между этими договорами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 497 ГК покупатель до передачи товара вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи, вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Единственным существенным ограничением права на возврат уже полученного товара в данном случае является правило, в соответствии с которым возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. В то же время в Законе ничего не говорится об ограничениях, имеющихся в отношении права потребителя обменять или вернуть товар надлежащего качества, действующих в обычных случаях и связанных с категорией товара: не важно, является ли товар технически сложным, или же относится к категории ювелирных изделий, либо является набором мебели, все равно потребитель имеет право вернуть его в течение семи дней (или трех месяцев в случае непредставления покупателю информации о праве возврата).
Статья 26.1 Закона "О защите прав потребителей", несмотря на имеющиеся в ней жесткие для продавца правила, все же содержит в себе одно правило, которое в определенных ситуациях предоставляет продавцу некоторые права. Как известно, многие организации торгуют товарами, существующими в единственном экземпляре, эксклюзивными. Более того, многие из этих товаров изготавливаются специально под требования какого-то клиента. Обычно это дорогие товары, и для продавца крайне важно знать наверняка, может ли он закупать такие товары, не беспокоясь, что покупатель в последний момент передумает и заберет деньги.
Законодатель ограничил право покупателя на отказ от товара, имеющего индивидуально-определенные свойства, приобретенного дистанционным способом. В соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 Закона "О защите прав потребителей" потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Закон не указывает, действует ли запрет на отказ от товара до получения этого товара или после, что означает, что отказ от товара, имеющего индивидуально-определенные свойства, в одностороннем порядке в принципе невозможен, даже если товар еще не изготовлен. В этом заключается существенное отличие договора купли-продажи по образцам, где отказ возможен от любого товара, но только до момента получения товара, от дистанционного способа продажи.
Вместе с тем ситуация с квалификацией какой-либо сделки как договора купли-продажи товара, имеющего индивидуально-определенные свойства, является весьма проблематичной. Ведь в принципе нельзя определенно сказать, свидетельствует ли наличие того или иного набора свойств об уникальности товара, а также возможности его использовать. Например, изготовленный по размерам кухонного помещения квартиры конкретного покупателя набор кухонной мебели может не быть уникальным, поскольку большинство домов строится по типовым проектам, и в принципе такой набор может пригодиться и другим людям. А может и быть: многие "серийные" дома строились с отклонениями от проектных величин, то есть углы помещения могут быть непрямыми, полы - иметь наклон и т.д.
Из всего этого следует, что понятие товара, имеющего индивидуально-определенные свойства, является оценочным, то есть определяется в каждом конкретном случае отдельно, единых правил, позволяющих установить соответствие того или иного товара этому понятию, не существует.
Поэтому польза от уступки, сделанной законодателем в пользу продавца, невелика. Во-первых, под это правило попадают только товары, проданные дистанционным способом продажи, во-вторых, всегда существует риск, что суд просто не признает проданный товар как товар, имеющий индивидуально-определенные свойства.