01.10.2013
Как показывает практика работы особо активных субъектов РФ по консультированию граждан, самыми распространёнными причинами обращений граждан являются:непредставление потребителям полной и достоверной информации об оказываемой услуге, исполнителе;
включение в договор условий, ущемляющих права потребителя и отсутствие самих договоров как таковых;
корректировка по оплате коммунальных услуг;
ненадлежащее качество оказываемой услуги, среди которых: низкая температура воздуха в квартире, качество питьевой воды (по химическому составу, низкой температуре горячей воды), слабому напору воды в кране;
оплата за освещение мест общего пользования.
Согласно ст. 8, 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать предоставления ему информации о услугах в наглядной и доступной форме. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую информацию о услугах. Информация в обязательном порядке должна содержать цену и условия приобретения услуги, данная информация доводиться до сведения потребителей в технической документации или иным способом, принятым для отдельных видов услуг.
Таким образом, исполнитель обязан довести до всех пользователей услуг в доступной форме информацию о стоимости оказываемых услуг, тарифах на них, условиях оплаты, режиме предоставления. При этом информация, предоставления потребителю, должна обладать необходимой полнотой и достоверностью, позволяющей составить точное представление об оказываемых услугах и тарифах на них.
Нередко в договорах оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в жилых домах, заключённых между исполнителем с собственниками жилья, выявляются условия, ущемляющие права потребителей.
Главным нарушением в договорах является отключение коммунальных услуг в связи с просрочкой оплаты.
Исполнитель согласно договора имеет право прекращать предоставление услуг (до ликвидации задолженности) в случае просрочки оплаты более трёх месяцев. Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства требований закона и иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Прекращение предоставления коммунальных услуг в случае просрочки оплаты более трёх месяцев, не подлежит применению и является ущемлением прав потребителей в соответствии со ст. 16 Закона о защите прав потребителей.
На основании п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать:
дату и место заключения договора;
наименование, адрес, реквизиты расчётного счёта и иную контактную информацию исполнителя;
сведения о потребителе (для физического лица – ф. и. о., дата рождения, реквизиты документа удостоверяющего личность, контактный телефон; для юридического лица – фирменное наименование, место государственной регистрации, контактный телефон);
адрес помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения), по которому предоставляются коммунальные услуги с указанием размера (объёма, площади) отапливаемых помещений, количества лиц проживающих в жилом помещении, или вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении;
наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги;
требования к качеству предоставляемой услуги;
порядок определения объёма (количества) потреблённого коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учёта или иным способам;
сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта, дату и место их установки (введение в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учёта заводом – изготовителем или организацией, осуществляющей последнюю поверку прибора учёта, а также установленный срок проведения очередной поверки;
периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учёта и распределителей;
порядок определения объёма предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, порядок, срок и форму внесения платы за коммунальные услуги;
меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (льгот) – в случае предоставления таких мер;
адрес и способ доставки потребителю счёта для оплаты коммунальных услуг;
порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя;
основания и порядок приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг;
основания и порядок изменения и расторжения договора;
срок действия договора.
При наличии разногласий по проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома обязаны в течение 30 дней передать исполнителю в месте его нахождения, по почте или иным способом протокол разногласий к проекту договора.
Исполнитель, получивший протокол разногласий к проекту договора содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, обязан в течение 30 дней со дня его получения известить собственника о принятии договора в новой редакции либо отклонении с указанием причин отклонения.
Если исполнитель уклоняется от заключения договора, собственник вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении причинных этим заявителю убытков.
При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта, осуществляется перерасчёт размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению, газоснабжению на цели отопления жилых помещений.
Перерасчёт размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
Перерасчёт размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчёте размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В заявлении о перерасчёте указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению о перерасчёте должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, такие как:
копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно – курортном лечении;
проездные билеты, оформленные на потребителя;
счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
иные документы, которые подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
В соответствии с жилищным законодательством услуги, предоставляемые жильцам, разделены на жилищные (связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные (связанные с подачей в многоквартирный дом коммунальных ресурсов).
Согласно п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые шахты и др., т. е. услуга по электроснабжению помещений общего пользования входит в состав коммунальной услуги «электроснабжение».
Размер платы за коммунальную услугу «электроснабжение» рассчитывается исходя из объёма потребляемой электроэнергии, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления электроэнергии, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, количество предъявляемой к оплате электроэнергии за МОПы (места общего пользования) и лифты является различной в зависимости от наличия или отсутствия общедомового прибора учёта электроэнергии, наличия или отсутствия лифтового оборудования, а также количество лиц, проживающих в квартире.
Размер платы за МОП и лифты по жилым домам, оборудованным приборами учёта, определяется по показаниям приборов учёта, установленных в жилом доме, объём потреблённой электрической энергии распределяется пропорционально количеству проживающих в доме по каждой квартире.
В случае если в квартире нет проживающих, расчёт платы за освещение МОП и лифтов производится в порядке, предусмотренном для расчёта платы для квартир с 1 проживающим, поскольку неиспользование собственниками, нанимателями или иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальной услуги (ст. 155 ЖК РФ).
В случае предоставления коммунальных ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно – диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.
Сообщение о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества может сделано потребителем в письменной форме или устно и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно – диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку, фамилия, имя и отчество, регистрационный номер заявки и время её приёма.
В случае если сотруднику аварийно – диспетчерской службы известны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в жу4рнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В случае если сотруднику аварийно – диспетчерской службы не известны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества который подписывается потребителем и исполнителем.
Если потребитель и исполнитель не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяется новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем. Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.
В акте о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчёта размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств.
Обязанность производить перерасчёт возлагается на управляющую организацию, ТСЖ, ЖСК, или на ресурсоснабжающую организацию при непосредственном управлении домом.
После составления акта о предоставлении услуг ненадлежащего качества потребитель вправе обратиться с претензией к исполнителю. Что бы зафиксировать дату и факт обращения к исполнителю услуг, целесообразно оформить претензию письменно в двух экземплярах с определённым требованием на имя руководителя организации. Первый экземпляр вручается руководителю или другому должностному лицу исполнителя, на втором экземпляре заявления потребителя ставиться дата получения, фамилия, имя и отчество, должность и роспись лица, принявшего заявление. Второй экземпляр заявления с отметкой о получении остаётся у потребителя.
Если представитель исполнителя отказывается принять претензию или подтвердить отметкой на втором экземпляре факт и дату его получения, необходимо отправить её в адрес исполнителя по почте заказным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении. Уведомление о вручении будет впоследствии служить доказательством получения адресатом требований потребителя.
При отказе в удовлетворении требований потребителя, он вправе обратится в суд с исковым заявлением. В суде может быть предъявлено дополнительно требование о компенсации морального вреда на основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
При предоставлении в расчётном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (проведение ремонтных, профилактических работ) размер платы за такую коммунальную услугу за расчётный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг).
Нормативно – законодательные документы, регламентирующие отношения исполнителя и потребителя в сфере оказания коммунальных услуг:
Гражданский кодекс РФ.
Жилищный кодекс РФ.
Федеральный закон № 2300-1 от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей».
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 года № 549 «Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».
Федеральный закон от 24.07.2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
Федеральный закон от 23.011.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».