24.05.2023
В современном мире бытовая техника, работающая от электричества, делает нашу жизнь заметно удобнее. Однако распространены случаи перебоев электроэнергии, в результате чего происходит поломка бытовой техники и электроники. Это может произойти из-за ряда причин, большинство из которых не по вине потребителя.
Причинами скачков и отклонений от номинальных значений может послужить:
- Аварии на подстанциях, среди которых замыкания на линиях электропередач.
- импульсные скачки напряжения из-за молнии.
- обрыв или замыкание воздушной линии из-за упавшего дерева.
- повреждения кабеля при копке траншей.
- перекос фаз, приведший к длительной подачи напряжения более 300 вольт в сеть, из-за отгоревшего нулевого проводника на ТП или в подъездном щите.
- отключение электроэнергии, приведшее к скачкам напряжения.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе по своему выбору потребовать от снабжающей или другой ответственной организации на балансе которой находиться ваша электрическая линия или её участок, безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, возмещение понесенных расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами.
Вы вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками оказанной услуги по электроснабжению.
Требования к качеству подаваемой электрической энергии гражданам-потребителям предусмотрены правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов:
- постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
- отключение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
- потребитель основывает свои требования о возмещении ущерба на положениях статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред, при наличии доказательств причинения вреда имуществу, здоровью и т.п.
Если факт перенапряжения уже состоялся и бытовая электротехника перегорела, потребителю необходимо:
1.Зафиксировать факт резкого скачка напряжения. На место должна приехать аварийная служба. Ее специалисты составят акт, который будет являться документальным подтверждением того, в результате чего вышли из строя приборы бытовой техники.
Причин этому может быть несколько:
- Первая, наиболее часто встречающаяся, это неисправность проводки в самих квартирах. Она является собственностью жильца, за которую тот несет ответственность.
- Вторая причина: неисправность в внутридомовых сетей. В этом случае претензии следует предъявлять исполнителю коммунальных услуг (управляющей компании или ТСЖ).
- Третья причина: перепад напряжения в сетях, подходящих к дому. В таком случае виноватыми являются энергетики, если только на улице не было ураганного ветра.
2. Подсчитать и подтвердить документально причиненные вследствие перегорания бытовой электротехники убытки. Подтверждением материальных затрат и прямых убытков (расходов на ремонт бытовой техники) будут чеки, счета к оплате за ремонт и покупку запчастей, выдаваемые ремонтными и торговыми организациями.
3. Установить ответственное лицо и предъявить ему претензии о возмещении причиненных убытков в добровольном порядке.
4. При отклонении претензии полностью или частично, либо при неполучении ответа в установленные сроки, гражданин имеет право предъявить иск в суд.
Размер возмещения ущерба будет зависеть от того, возможен ли ремонт или техника непригодна для дальнейшей эксплуатации.
Сумма возмещения ущерба будет состоять из стоимости выполненных ремонтных работ по восстановлению бытовой техники или оценочной стоимости с учетом износа на основе экспертного заключения.
Кроме того, вы в праве включить в сумму для возмещения стоимость услуг юриста, экспертов и компенсацию морального вреда.