Приемная: +7 (8412) 56-46-97

Цветовая индикация на маркировке пищевой продукции

10.04.2019

В последние годы в развитых странах, в том числе в Российской Федерации наблюдается тенденция роста социально значимых неинфекционных заболеваний, в происхождении которых ведущая роль принадлежит нарушению структуры питания, в том числе потреблению пищи с высоким содержанием сахара, соли, жира. К таким заболеваниям относятся избыточная масса тела, ожирение, сахарный диабет II типа, сердечно-сосудистые заболевания.

В Российской Федерации меры по предупреждению распространения алиментарно-зависимых заболеваний реализуются в рамках принятой Правительством Российской Федерации "Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года".

С 2018 года в России стартовал проект по добровольной маркировке продуктов цветовой шкалой в зависимости от содержания в них сахара, жира и соли - проект под названием «Светофор». Инициатором проекта выступил Роспотребнадзор.

Пищевые продукты промышленного производства в зависимости от количественного содержания в них жира, сахара и соли предлагается маркировать красным, желтым или зеленым цветом.

Рекомендации по цветовой индикации на маркировке не распространяются на следующие группы пищевой продукции:

- пищевое сырье;

- продукты с простым пищевым матриксом (например, сахар-рафинад, растительное и сливочное масло, сало-шпик и другие);

- сахаристые кондитерские изделия (шоколадные конфеты, карамель, ирис, драже, халва, мармелад, пастильные изделия, сахаристые восточные изделия, жевательная резинка, паста, крем, кондитерские плитки, кондитерские фигуры, сбивные изделия, безе, нуга) и мучные кондитерские изделия (печенье, вафли, пряничные изделия, кексы, рулеты, торты, пирожные, мучные восточные изделия), вследствие высокого содержания в их составе добавленного сахара для достижения заданного вкусового эффекта;

- сыры твердые, полутвердые, мягкие, за исключением рассольных, полученные по традиционным технологиям (когда внесение соли и жира требуется по технологии), т.е. с заведомо высоким содержанием соли и жира;

- бутилированную питьевую и минеральную воду, безалкогольные напитки с подсластителями, имеющие природный или заданный химический состав;

- пищевые добавки, ароматизаторы, специи, а также закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, имеющие традиционный или заданный состав;

- специализированную пищевую продукцию, в том числе пищевую продукцию диетического лечебного и диетического профилактического питания, пищевую продукцию для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин, пищевую продукцию для детского питания, биологически активные добавки к пище (БАД), состав которых сконструирован по специальной рецептуре и имеет заданный химический состав.

Маркировку красным цветом ("высокое содержание") рекомендуется наносить на упаковку пищевой продукции промышленного производства, в которой величины содержания поваренной соли, добавленного сахара, жиров с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот имеют достаточно высокие значения (например, содержание добавленного сахара равно или более 7 г на 100 мл для жидкости и равно или более 22 г на 100 г для твердых продуктов; содержание жира равно или более 18 г на 100 г для мясных и рыбных продуктов, а также на 100 г других видов твердой пищевой продукции).

Маркировку желтым цветом ("среднее содержание") используют, соответственно, в диапазоне между максимальным значением при "низком содержании" (зеленый цвет), и минимальным значением при "высоком содержании" (красный цвет).

Сведения об уровнях содержания поваренной соли, сахара, жиров с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот в пищевой продукции промышленного производства, представляются на маркировке в виде графического изображения (например, в виде вертикальных полос) красного, желтого и зеленого цветов, в зависимости от содержания этих компонентов. На данное графическое изображение также наносится среднее содержание этих веществ в пищевой продукции.

Графическое изображение должно быть оформлено в квадрат серого или белого цвета, в зависимости от преобладающих цветов маркировки и (или) упаковки и должно занимать процентную долю от площади стороны потребительской упаковки, удобной для прочтения.

Цветовая индикация на маркировке пищевой продукции должна размещаться на одной стороне потребительской упаковки, быть разборчива и нанесена способом, исключающим ее деформацию (стирание).

Цветовая индикация сейчас является добровольной.

Поэтому если потребитель не видит на продукции, например, красную индикацию, это совсем не означает, что такой продукт не содержит большого количества сахара или жира и полезен для здоровья.

Важно понимать, что цветовая индикация «Светофор» не отражает опасность или вред продукта для здоровья.

Основная задача – привлечь внимание потребителя к содержанию соли, сахара и жиров в продуктах питания и, для наглядности, отразить это цветом.